Горячая эмаль – это материал, который издавна приравнивался к драгоценным камням. Она считалась элитарным видом искусства, так как специалисты не могли изготовить ее без столкновения со сложностями. Лишь соблюдая всю технологию от и до, они добивались прочности и долговечности для материала. Самый уникальный вид русской искусства – ростовская финифть или живописная эмаль. Эмаль вообще считалась древней разновидностью художественной обработки металла издавна. Она – это сплав стекла, который окрашивали окислами металлов, добиваясь для него разных цветов. Она получила известность сначала в Древнем Египте, потом в Византии, а чуть позже на Руси. Хорошие эмали – это дорогостоящий материал, который использовали в украшении предметов из серебра, золота и меди.
Финифть на Руси
Слово «финифть» происходит от греческого «фингитис», которое переводится на русский язык не иначе, как «светлый, блестящий камень». Сегодня слово используют для обозначения росписи по эмали, которую делают надглазурными красками. Такая техника получила распространение при росписи фарфора.
Расписывая изделия, мастера поступают по-иному. Они делают мазки, а потом применяют, так называемый, «пунктир», т.е. пишут легкими, едва заметными точечными прикосновениями кисти к гладкой эмалевой поверхности. Работа с эмалью – это соблюдение ряда условностей. Мастер должен владеть кистью, так как блестящая и гладкая поверхность грунта с радостью принимает лишь ту краску, которую наложили уверенным мазком, без подправок и вообще правок.
Не каждый художник сможет освоить финифть. Он должен стать сначала опытным живописцем, познакомиться с технологией обжига. Если он будет знать живопись и технологию обжига, он испортит все в самом конце. Трудно лишиться работы, которая отняла уйму сил. Сделав «прописку», надо сделать обжиг всенепременно. Лишь люди с огромным опытом и тонкой интуицией могут достичь успеха в финифти.
Современные мастера финифти – Т. С. Михайленко, С. А. Тецкая, М. И. Бонданов и другие. Они отражают в своих работах сразу несколько черт. Их работы пленят недосказанностью и таинственностью, загадочностью и поэтичностью. Они умеют усмирять сразу несколько факторов, т.е. народный и профессиональный, так как уже поднакопили достаточный опыт в работе с эмалью.