Olin

Агальматолит

 

Разновидностью минерала пирофиллита считается непрозрачный декоративный камень-подделка агальматолит. Его используют тогда, когда надо изготовить разные украшения или фигурки. Специалисты говорят, что название составлено из двух греческих слов: первое – «agalma» («статуя» или «изваяние»), а второе – «tithos» («камень»).

Немного истории

Когда же ввели термин «агальматолит»? Его введение в минералогическую номенклатуру произошло в 1797 г. Сегодня специалисты работают с камнями белого, серого с желтоватым или зеленоватым оттенками. Правда, им же в руки попадают камни темно-вишневого или красного цвета. С момента попадания минерала в первый раз в руки к мастерам прошло немало лет, а поэтому неудивительно, что появились другие, альтернативные названия камня, в частности «жировик» или «восковой камешек» из-за наличия гладкой и «мыльной» поверхности.

Месторождения

Агальматолиты встречаются в Юго-Восточной Азии, на Южном Урале, Украине, в Узбекистане, в Чехии, Америке и Румынии. Также сегодня частенько находят их в Монголии, да к тому же в разных регионах этой страны.

Разные образцы минерала могут иметь разные составы и происхождения. Правда, их все объединяют и некоторые общие детали, в частности следующие:

• Твердость. Она невысокая – 1-2 или 2-3;
• Сложение. Плотность;
• Микроскопическая зернистость;
• Все слагающие минералы тонкие и чешуйчатые;
• Цвет приятный (о цветовой гамме довольно подробно написано выше);
• Мягкость: легкая обработка ножом или резцом (в древние времена по-особенному устраивали жертвоприношения, предпочитая Богам преподносить не жертвенных животных, а фигурки, которые были вырезаны из агальматолита).

Что изготавливают из минерала?

В дореволюционной России особые изделия продавали на ярмарках в Сибири. Речь идет о декоративных миниатюрных пагодах из камня. Археологи натыкались на захоронения с бусинами из этого уникального минерала (их примерный возраст – более 16 тыс. лет). Китайцы и вовсе были большими умельцами, научившись изготовлению предметов обихода, декоративных вещиц и мелких художественных изделий. Получившиеся изделия могли стоить очень дорого, если камни окрашивали в разные цвета. Искусными мастерами были киевляне, приспособившие материал для изготовления архитектурных деталей для храмовых комплексов. Они же выяснили удивительное свойство камня: обжиг приводил к тому, что он становится более твердым.